«Невыгодно это все». В цветочных магазинах может не остаться российских роз?

О такой возможности предупредили в Национальной ассоциации цветоводов. Основная причина — высокие налоги

«Невыгодно это все». В цветочных магазинах может не остаться российских роз?

Фото: Francis R. Malasig/EPA/TASS

В ближайшие полтора-два года в цветочных магазинах может не остаться роз российского производства. Главная причина — высокие налоги, заявили в Национальной ассоциации цветоводов, сообщает «Интерфакс». Вдобавок рынок роз в России переживает глобальный передел импорта — прямые поставки из Нидерландов сокращаются, а через Белоруссию растут в несколько раз.

Россияне — главные покупатели роз в мире. По оценкам Национальной ассоциации цветоводов, у нас 15% всего мирового потребления. В России розы действительно любят и ценят. Так сложилось, что букет этих цветов — один из главных атрибутов праздника, будь то День всех влюбленных, 8 Марта, день рождения или 1 сентября. В совокупности на розы приходится почти половина всех проданных цветов, говорит председатель правления Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов.

Алексей Антипов председатель правления Национальной ассоциации цветоводов «Если говорить о рынке в целом, это примерно 1,5 млрд цветов роз, срезки роз продается в год. Всего в мире выращивается порядка 10 млрд роз, то есть 15% потребляет российский рынок. На рынке, конечно, доминирует импортный цветок. В основном это африканская роза, эквадорская роза, немножко Голландии. Ну, остается российская роза,16-17% — это в годовом значении».

Указанные 17% нужд рынка, которые обеспечивают 13 крупнейших цветочных комбинатов со всей России, — это 250-300 млн стеблей в год. Остальные 87% приходятся на импорт. В основном цветы поставляют Эквадор и Колумбия, потом уже Кения и Нидерланды. Причем такие розы, как правило, не лучшего качества. Они доставляются не менее десяти дней в вакуумной упаковке, так называемым сухим способом — в коробках, в отличие от российских, которые приходят за два-три дня «по воде». Поэтому, кстати, российские розы имеют сильный аромат, отмечает директор цветочного магазина «Обрадовал.ру» Георгий Сухаржевский.

Георгий Сухаржевский директор цветочного магазина «Обрадовал.ру» «Начнем с того, что они пахнут. Не знаю, как сказать, — более живые. Розы, которые выращиваются за рубежом, обычно без запаха. Большую часть ассортимента занимают розы, стандартный цветок, которым торгуют практически все. Если мы про весенние цветы говорим, то это тюльпаны, нарциссы, гиацинты. Если про лето, то это георгины, пионы. И всесезонные — это розы: обычные и садовые. Опять же, если мы смотрим на год, например, то роз мы продаем всегда больше, чем всего остального».

На фоне таких объемов импорта цифры экспорта выглядят очень скромными: есть данные ФТС за 2018 год по срезанным цветам — всего 44 млн рублей. Больше половины экспорта — опять же розы, идущие на Украину, в Белоруссию, Казахстан и Киргизию.

Что касается импорта, то основная причина его роста, как говорят аналитики, — высокая налоговая нагрузка на российских производителей. Им добавили НДС в 20% и снизили таможенную пошлину. Льготного кредитования нет, а повышать цены игроки не могут — рынок не позволяет. Ситуацию комментирует президент Ассоциации российских флористов Валентина Сафронова.

Валентина Сафронова президент Ассоциации российских флористов «Очень высокие коэффициенты оплаты что тепла, что электроэнергии. Невыгодно это все делать, тем более что на рынке большое количество импорта. Наши розы для того, чтобы они хоть более-менее выглядели достойно, нужно без конца подсвечивать. Эта зима была, так сказать, щадящая, а когда за окном минус 20-25 градусов, а в теплице должно быть плюс 25 градусов, то сами понимаете, какие это огромные расходы. Плюс налоги, которыми обложили наших цветочников. Конечно, это все очень печально».

Не в пример лучше дела обстоят в странах, с которыми у России, так сказать, общая цветочная культура и традиции: в Белоруссии и на Украине. По исследованию агентства BusinesStat, после того как в 2015 году цветы из Нидерландов поймали «карантинные организмы» и оказались под контролем, поставки цветов оттуда резко снизились — чуть ли не на 90%.

На первый план вышла Белоруссия — доля импорта срезанных цветов составила почти 50%. Рост за пять лет — в 122 раза. Правда, речь здесь идет, скорее всего, о реэкспорте, о поставках цветов из разных стран под видом белорусских, потому что за те же пять лет в стране не появилось ни одного нового цветочного комбината. На украинском рынке же доля импорта существенно меньше, чем в России, — около 70%, а самые любимые цветы те же, что и у нас: розы, хризантемы и гвоздики.

Источник: bfm.ru